14:03 

Белокурая Гретхен
Что я знаю про быт "без удобств".
В основном со слов бабушки (1910 года рождения), родилась в семье зажиточного белорусского крестьянина.
1. Водопровод нет, ну это всем ясно. Как решали вопрос умывания - были умывальники "мойдодыры", сзади бак с водой, под раковиной - ведро. Сейчас на дачах такие.
2. Горячая вода. Для стирки - грели в "выварке" - большой кастрюле.
Для маленького расхода - в печь вмезан котел с краном. Печь топится - вода греется. Зимой всегда есть горячая вода, летом - нет.
3. Стирка. Грязное - сразу в лохань с мыльной водой. Вечером стирали. Главное - хорошо выкручивать, чтобы меньше полоскать потом. Постельное - кипятили.
4. Мытьё. Утром - умывание и обтирание мокрым полотенцем. Вечером - подмывались в тазике, обливались водой и мыли ноги. Сразу же полоскали и застировпли рубашку, трусы, надевали чистое, утом не переодевали. Голову мыли раз в неделю в бане.
5. Туалет на дворе, типа сортир. В яму сыпали известь, но все равно воняло и боялись заразы. Туалетная бумага - очесы льна, шерсти, которые накапливались в больших количествах - шерсть пряли постоянно, лен в бабушкиной семье пряли редко. Иногда тряпочки - рвали на маленькие квадратики примерно 4:4 см. В туалете ведерко с водой и ковшик, рядом - рукомойник. Зимой женщины из дома мокрые тряпочки носили.
6. Медицина до революции отсутствовала. Семья бабушки была зажиточной и образованной, из 10 детей выжило 8, но двое умерших - близнецы, родились очень маленькими, когда их матери было ближе к 50. Но не во всех семьях было так, все зависило от людей. Социал-дарвинизм во всей красе. Когда бабушку в 5 лет укусила бешеная собака, отец вскочил в повозку и помчался с ребенком в город делать уколы, ему отказывали, мотивируя тем, что у него и так детей много и что он дурак, деньги на девку тратить. Заплатил, согласились делать 40 уколов. Хозяйство нельзя было оставить, и бабушка, пока делали уколы, жила у каких-то людей (не бесплатно, ясно), а отец или мать приезжали время от времени проведать.
Вот такая медицина. Меняться стало уже в 20-х, а потом и электричество провели, и амбулаторию организовали. А потом все по городам разъехались и про сельский быт тридцатых не знаю.
7. Само сельское хозяйство. Прадед был продвинутым, занимался районированием помидор, у него была техника, которая потом отошла колхозу. Но всё равно и на долю бабушки досталась жатва серпом, когда все от мало до велика выходили в поле. Воспоминания об этом самые ужасные - зной, насекомые, тяжелая работа. От тяжёлого физически труда женщин берегли, запрещали носить по два ведра, брать коромысло. Бабушка всегда сердилась при виде пряничных селянок с коромыслами на картинках, мол, это не женский труд. И носили коромысло не так, как рисуют, а на одном плече.
Но все равно работы хватало, особенно летом.

@темы: Жизненное

URL
Комментарии
2018-06-23 в 14:19 

УпивающаясяСнейпом
Снейп злой, потому что ему в детстве пони не купили
Каждый раз слыша подобные рассказы не могу нарадоваться тому, что мы живём в 21ом веке!!! И у нас есть всё необходимое человеку для жизни. Наши предки достойны истинного восхищения.

2018-06-23 в 14:44 

Белокурая Гретхен
УпивающаясяСнейпом, да! А наши потомки про нас, наверное, так же будут думать.

URL
2018-06-23 в 15:33 

УпивающаясяСнейпом
Снейп злой, потому что ему в детстве пони не купили
Белокурая Гретхен, у нас есть туалеты! И уколы от бешенства делают вне зависимости от пола.

2018-06-23 в 15:51 

kate-kapella
Дама, приятная во всех отношениях
Ну первые 5 пунктов (кроме туалетной бумаги, конечно) даже я застала. Это не осталось в далеком прошлом, а еще в 90-е было, а частично и сейчас есть - знаю деревни без водопровода. Только со стиркой вопрос решен - слава Богу электричество везде есть, и стиральные машинки-автоматы стали доступны всем слоям населения.

2018-06-23 в 15:58 

Jess_nata
Чудес не бывает.
спасибо за рассказ!

6. Медицина до революции отсутствовала. Семья бабушки была зажиточной и образованной, из 10 детей выжило 8, но двое умерших - близнецы, родились очень маленькими, когда их матери было ближе к 50. Но не во всех семьях было так, все зависило от людей. Социал-дарвинизм во всей красе. Когда бабушку в 5 лет укусила бешеная собака, отец вскочил в повозку и помчался с ребенком в город делать уколы, ему отказывали, мотивируя тем, что у него и так детей много и что он дурак, деньги на девку тратить. Заплатил, согласились делать 40 уколов. Хозяйство нельзя было оставить, и бабушка, пока делали уколы, жила у каких-то людей (не бесплатно, ясно), а отец или мать приезжали время от времени проведать. Вот такая медицина. Меняться стало уже в 20-х, а потом и электричество провели, и амбулаторию организовали.

угу. К вопросу о том, "что вам ваша революция хорошего дала"

2018-06-23 в 16:55 

Ин-Йин
Я запрещаю тебе отрекаться от себя
От тяжёлого физически труда женщин берегли, запрещали носить по два ведра, брать коромысло
Это у вас берегли.. У нас (на Дону) бабка в гору перла эти два ведра по тропке, по которой я потом девчонкой подняться могла только на карачках.. Мне ее в пример ставили, ага :(

2018-06-23 в 19:09 

kate-kapella
Дама, приятная во всех отношениях
Ин-Йин, +1
Вообще впервые встречаю, что женщин где-то берегли. Прямо сказочная идеальная деревня из рассказов утопистов.
Хотя, подозреваю, это скорее всего была одна семья на всю деревню, где женщину берегли...

2018-06-24 в 16:16 

nebuhadnazzer
Что же есть душа? Душа бо есть невидимаго существа божий образ, дебельством плоти одеяна, невидима и неосязаема, должна есть приносити создателю своему дань душевную, веру правую, надежду несомненную и любовь нелицемерную
Это еще круто! У моей бабушки семья избу топила "по-черному", т.е., дым шел в комнату, а не в трубу, потому что дров было мало. От этого постоянно угорали. Вши были повсеместно, ночью избу освещали лучиной
Причем это еще в начале двадцатых. Под Сызранью где-то ее семья жила

2018-06-24 в 20:15 

Белокурая Гретхен
Jess_nata, да. Причем моего прадеда потом раскулачили. Хотя он и не возражал - все его дети, как только лицам третьего сословия открыли дорогу в ВУЗы, сразу поехали учиться, возвращаться к сельскому хозяйству не собирались, не одному же обрабатывать землю. Он был старик по тогдашним мерком, 1961 года рождения.

Ин-Йин, это в Беларуси дело было. Может быть на Дону, у казаков, был культ физической силы?

kate-kapella, вообще, когда бабушка родилась, они уже купили хутор. Но вряд ли одна семья.
Бабушкины рассказы, например, не согласуются с представлением о всеобщей серости. Серость была, но была вынужденной. Прадед выписывал газету "биржевые ведомости", в них печатали стихи Блока. Первыми после бабушкиных сестер ими завладевали поповны, а потом расходились по деревне Ходоровке. Через три дня вся Ходоровка знала наизусть новые стихи Блока. Книги зачитывали до дыр. В бабушкином доме был "граф Монте Кристо", на него была очередь.

nebuhadnazzer, жуть. Про вшей бабушка тоже рассказывала. Случалось, на такой случай у всех был частый гребень, сидели, чесали. Керосином еще мазались.

URL
2018-06-24 в 21:47 

Ин-Йин
Я запрещаю тебе отрекаться от себя
Белокурая Гретхен,
на Дону, у казаков, был культ физической силы
У казаков на Нижнем Дону не знаю, а бабка с верховьев, здесь сермяжные черные лапотники :nope:

2018-06-24 в 22:38 

Stregoika
Звездное небо над головой и моральный закон в сердце(с)
. Может быть на Дону, у казаков, был культ физической силы?
У казаков мужчины не занимались хозяйством обычно. Все на женщинах было.
Моя семья тоже с Дона (с Хопра точнее) но рассказов особенно не сохранилось (не считая перечня отобранного коммунистами имущества, прадед и прабабка были из весьма зажиточных кулацких семей и "каменный дом в три этажа и две мельницы" у нас в роду аки "молитва Арьи Старк" три поколения ходит) так как прадедушка погиб в Войну, а прабабка вышла замуж второй раз и ее дочки от первого брака очень быстро сбежали от отчима в города.

2018-06-24 в 22:44 

Jess_nata
Чудес не бывает.
- все его дети, как только лицам третьего сословия открыли дорогу в ВУЗы, сразу поехали учиться,

Вот-вот.

2018-06-25 в 07:48 

Белокурая Гретхен
Jess_nata, я думаю, что и у прадеда сельское хозяйство не было сознательным выбором. Была бы возможность, учился бы, но поскольку возможности не было - возился с помидорами и технику мастерил. И в кулаки выбился между делом. Потом, когда дети разъехались а земля перешла в колхоз, для колхоза какие-то механиские грабли делал, пока здоровье позволяло, а потом уехали к детям в город.
Ни он, ни бабушкина мать, землю и имущество не особенно ценили, по ним никогда не причитали, считали, что дети должны учиться, а не пахать.

URL
2018-06-25 в 18:30 

Jess_nata
Чудес не бывает.
у прадеда сельское хозяйство не было сознательным выбором.
разумеется.
а что делать, если социальных лифтов нет?

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Утечка мозгов

главная