У человека есть моральные установки, почти инстинкты, невыгодные одному человеку, но выгодные обществу. Не убий, не укради, отдай жизнь за други своя, не бей лежачего, уступай места женщинам, детям и старикам и так далее.
Одному субъекту для выживания выгодно брать всё , что приглянулось и занимать самому удобные места. Но общество, в котором расплодились такие, вымрет.
Нобелевский лауреат Конрад Лоренц это на галках изучал.
Всеми государствами долгое время поощрялись ориентированные на общество моральные установки.
Пока не пришел неолиберализм.
Он обратился к самым темным и древним дохристианским, добуддийским, доисторическим установкам, где в центре не общество, а человек.
Для тех, в ком сильны пережитки темного прошлого, они весьма привлекательны - дают зубастым кратковременное преимущество. У них срывает крышу - склонные к кражам крадут, склонные к убийствам убивают. И не терзаются совестью, отнюдь. Наоборот гордятся, поскольку со своей точки зрения поступают верно, пользуясь правом сильного. А общество закономерно гибнет.
В США государственный неолиберализм уравновешивают огромным количеством сект, разной степени тоталитарности.
В странах, куда США продвинает демократи, насаждается чистый неолиберализм. Мало кто смог это пережить. Россия - уникальный случай, точка, вылезшая из графика, раздражающая и портящая статистику.