"Тот, кто довольно марширует под музыку в строю, уже заслужил моё презрение. Мозгом он был наделен по ошибке, ему вполне было бы достаточно и спинного мозга. С этим позором цивилизации должно быть покончено. Героизм по команде, бессмысленная жестокость и омерзительная бессмысленность, называющаяся патриотизмом — как сильно я ненавижу всё это, какой низкой и подлой является война. Я предпочел бы быть разорванным на куски, чем быть частью этого грязного действа. Я убеждён, что убийство под предлогом войны не перестает быть убийством." Альберт Эйнштейн
В идеальном мире, конечно, никто не должен ни на кого нападать. Но мы-то живем в реальном. Где всегда найдутся охотники до чужого добра. И где, если не убьешь ты, элементарно даже ради защиты себя и близких - убьют и тебя, и твоих родных/близких. Люди несовершенны, да-с. И выживают сильнейшие - те, кто умеет себя защищать. Закон природы. Который можно ненавидеть, но от этого он никуда не денется. И в рамках нашей реальности идейное «непротивление злу» - позиция готовой жертвы.
Я могу, конечно, предположить, что именно имел в виду Эйнштейн, вынужденный эмигрировать из гитлеровской Германии. Но фраза выстроена в корне неверно и без конкретизации ущербна и даже оскорбительна. Потому как гребет под одну гребенку всех патриотов. А в фашисткой Германии не было патриотизма, ибо произошла насильственная подмена понятий (т.к. национазизм не есть патриотизм - это нечто прямопротивоположное).
Впрочем, еврейский «миролюбивый» менталитет - это менталитет народа, много сотен лет назад лишившегося своей настоящей родины (страны/государства), который вряд ли в полной мере могли понимать, что такое здоровый патриотизм. Они, в массе своей, никогда и негде не были патриотами стран, которые давали им приют. Не чувствовали себя частью народа, населеяющего эту страну, всегда обосабливались. И всегда, при малейшей угрозе, предпочитали бежать, а не защищаться. Потому что везде были чужаками, везде привыкли не жить, а выживать. И вынуждено заделались пацифистами. А потому и как овцы шли на убой - психологически готовые жертвы.
До тех пор, пока не вернули свою страну - вот тут сразу и патриотами стали и воевать/убивать научились.
denika, ну, вряд ли наши деды и прадеды, когда сражались с фашистами, довольно маршировали под музыку.
Они воевали не ради удовольствия, а вынужденно. Да и маршировать им, наверное, редко приходилось, чаще ползать, окопы рыть и все такое.
А в Германии перед войной воспевали упоение битвы, считали войну естественным и нормальным состоянием человека и этаким бесплатным удовольствием, вроде секса. При этом воодушевляли себя героическими произведениями искусства, патриотическими оправданиями любой подлости и т.п.
Мне кажется, Эйнштейн примерно это имел в виду.
Я сказала, что вне контекста (без разъяснения обстоятельств личной ситуации автора цитаты) цитировать это высказывание неправильно. Потому что очень немногие при этом вспомнят, что Эйнштейну - немецкому подданому - пришлось бежать из Германии после переворота в 33-ем.
Не говоря уже о том, что понятие «патриотизм» - объективно не тождественно маршам под музыку, войне и декламация лозунгов. Эйнштейн обощил до оскорбительности.