В основном со слов бабушки (1910 года рождения), родилась в семье зажиточного белорусского крестьянина.
1. Водопровод нет, ну это всем ясно. Как решали вопрос умывания - были умывальники "мойдодыры", сзади бак с водой, под раковиной - ведро. Сейчас на дачах такие.
2. Горячая вода. Для стирки - грели в "выварке" - большой кастрюле.
Для маленького расхода - в печь вмезан котел с краном. Печь топится - вода греется. Зимой всегда есть горячая вода, летом - нет.
3. Стирка. Грязное - сразу в лохань с мыльной водой. Вечером стирали. Главное - хорошо выкручивать, чтобы меньше полоскать потом. Постельное - кипятили.
4. Мытьё. Утром - умывание и обтирание мокрым полотенцем. Вечером - подмывались в тазике, обливались водой и мыли ноги. Сразу же полоскали и застировпли рубашку, трусы, надевали чистое, утом не переодевали. Голову мыли раз в неделю в бане.
5. Туалет на дворе, типа сортир. В яму сыпали известь, но все равно воняло и боялись заразы. Туалетная бумага - очесы льна, шерсти, которые накапливались в больших количествах - шерсть пряли постоянно, лен в бабушкиной семье пряли редко. Иногда тряпочки - рвали на маленькие квадратики примерно 4:4 см. В туалете ведерко с водой и ковшик, рядом - рукомойник. Зимой женщины из дома мокрые тряпочки носили.
6. Медицина до революции отсутствовала. Семья бабушки была зажиточной и образованной, из 10 детей выжило 8, но двое умерших - близнецы, родились очень маленькими, когда их матери было ближе к 50. Но не во всех семьях было так, все зависило от людей. Социал-дарвинизм во всей красе. Когда бабушку в 5 лет укусила бешеная собака, отец вскочил в повозку и помчался с ребенком в город делать уколы, ему отказывали, мотивируя тем, что у него и так детей много и что он дурак, деньги на девку тратить. Заплатил, согласились делать 40 уколов. Хозяйство нельзя было оставить, и бабушка, пока делали уколы, жила у каких-то людей (не бесплатно, ясно), а отец или мать приезжали время от времени проведать.
Вот такая медицина. Меняться стало уже в 20-х, а потом и электричество провели, и амбулаторию организовали. А потом все по городам разъехались и про сельский быт тридцатых не знаю.
7. Само сельское хозяйство. Прадед был продвинутым, занимался районированием помидор, у него была техника, которая потом отошла колхозу. Но всё равно и на долю бабушки досталась жатва серпом, когда все от мало до велика выходили в поле. Воспоминания об этом самые ужасные - зной, насекомые, тяжелая работа. От тяжёлого физически труда женщин берегли, запрещали носить по два ведра, брать коромысло. Бабушка всегда сердилась при виде пряничных селянок с коромыслами на картинках, мол, это не женский труд. И носили коромысло не так, как рисуют, а на одном плече.
Но все равно работы хватало, особенно летом.