10:39

В современном культе молодости, красоты и индивидуализма есть много рационального.
Например, забота о здоровье, которая вошла в моду. Хорошо, что дамы вместо того, чтобы затягиваться в корсеты, пить уксус и мазаться свинцовыми белилами, или что там раньше рекомендовали для красоты, занимаются ходьбой и плаваньем. Хорошо, что нет призывов посвятить себя семье, деградировав до уровня механического привода к половой тряпке. Хотя в СССР этого, к счастью, и не было, кое-где пропагандировалось.
Но индивидуализм часто переходит в безответственность.
Дальше идет полное ИМХО, к тому же плохо сформулированное:
Вместо того, чтобы говорить, что ответственность - суть жизни человека и то, что и отличает его от зайчика, который оставляет детишек под кустиком и скачет дальше, что в ответственности нет ничего плохого, что получить удовольствие от жизни и при этом нести за что-то ответственность можно, и что, возможно, самые счастливые люди - это как раз люди с наибольшей мерой ответственности, людей прямо или косвенно призывают от ответственности отказаться.
И появляются такие уродливые явления, как старики, которые не могут трезво взглянуть на свой возраст и свою жизнь и вместо этого сидят, в лучшем случае, на антидепрессантах, а в худшем - чуть ли не на наркотиках. В России это пока не распространено, но не потому, что общеевропейская тенденция нас не затронула, а потому, что мы беднее. Появятся в стране деньги - появятся и несчастные старушки.
И дома престарелых, которые растут как грибы по всей Европе, включая Россию. Прекрасные, чистые, куда можно спихнуть с себя ответственность за родителей, откупившись подъемной для жителей крупных городов РФ суммой.
И няни, которые берут на себя заботу о ребенке начиная с 2-х месяцев, чтобы мама могла не менять привычный образ жизни. И чудовищный уровень пресловутой "внезапной смерти ребенка во сне", и чем страна благополучнее - тем выше. В Западной Европе уровень этой "внезапной смерти" беженцы снижают, а у нас он потихоньку растет и потихоньку, а не быстро - только за счет бедной провинции, Кавказа и Средней Азии. А не то бы дошел до уровня США.

Тем, кто живет обслуживанием общества потребления безответственность членов общества выгодна. Безответственность - это кредиты, ненужные покупки, отсутствие материальной помощи членам семьи - отсюда очередные кредиты, ипотека и тому подобное.
Поэтому людям будут активно втирать, что они вечно молодые и должны быть самодостаточными.

@темы: Мысли вслух

Комментарии
26.04.2017 в 17:22

as i am
хорошо сказано.
27.04.2017 в 11:17

Гномеостатическое мироздание
ППКС.
С днем рождения, кстати!
изображение
27.04.2017 в 11:19

as i am
С Днем Рождения!
27.04.2017 в 11:25

Гномеостатическое мироздание
Единственное, что можно оспорить:
Появятся в стране деньги - появятся и несчастные старушки.

Несчастных старушек у нас пруд пруди. Еще и бедных, к тому же. И они не в "прекрасных, чистых" домах престарелых, а в ужасных, где их держат взаперти, экономят на питании и наказывают за малейшую провинность. Или зарастают грязью в запущенных квартирах, порой с отключенными удобствами не задолженность по коммуналке.
27.04.2017 в 11:27

Дама, приятная во всех отношениях
И дома престарелых, которые растут как грибы по всей Европе, включая Россию. Прекрасные, чистые, куда можно спихнуть с себя ответственность за родителей, откупившись подъемной для жителей крупных городов РФ суммой. И няни, которые берут на себя заботу о ребенке начиная с 2-х месяцев, чтобы мама могла не менять привычный образ жизни.
Тоже имхо, но ты не права. Дело не в ответственности, а просто в уменьшении семей и удлинении жизни. Никогда в истории человечества взрослые работоспособные люди не заботились о детях и стариках. Их обязанностью было работать и их содержать. А конкретно сами забота и уход были делом самих же детей и стариков. Бабушки и дедушки нянчили внуков, старшие братья и сестры нянчили малышей и заботились о бабушках и дедушках. А родители пахали с утра до вечера, чтобы всех их прокормить.
А сейчас, когда у людей не по 10 детей, а по 1-2, нянчить малышей уже некому. И когда у пенсионеров еще живы родители - кому о тех заботиться, когда им уже самим забота нужна? Люди продолжают исполнять ту же функцию, что и тысячи лет до того - работать, чтобы прокормить себя и семью. А помощников у них уже нет. Вот и приходится их нанимать (что, впрочем, и делали всегда, когда для этого были средства - чтобы разгрузить старших детей для учебы).
27.04.2017 в 12:32

Гномеостатическое мироздание
kate-kapella, вот не соглашусь с тобой. Я родом из 60-х и выросла в сознании, что забота о детях и стариках - базовая цель семьи. И что так было всегда. Родители мои и моих знакомых заботились и о нас, и о своих родителях, бабушки-дедушки - тоже своих вспоминали добрым словом.
Можно, конечно, было и тогда как-то самоустраниться - но таких людей тогда осуждало общество. В 70-80-е СМИ то и дело публиковали материалы на "моральную тему". Песня "я у бабушки живу" как раз имела критическую направленность - что это не норма, а опасная тенденция.
Илья у меня воспитывался вроде как в традициях, реально заботился обо мне, хотел детей... пока не женился и Алина его не переформатировала на современный лад. Она считает, что родители взрослому человеку не нужны. Если родители дают деньги - хорошо, не дают - и ладно. Общаться надо только с теми людьми, кого сам себе выбираешь во взрослом состоянии по профессиональным интересам или хобби. Детей они не хотят. Пока, по крайней мере. Похоже, боятся панически. Ответственности даже друг за друга нести не хотят - каждый сам решает, что для него лучше, типа главное в любви - не ограничивать свободу друг друга.
Я за это время перечитала кучу всяких психологических современных материалов на тему взаимоотношения поколений. Везде, везде советуют посылать родителей к чертям собачьим, чтобы они не пытались вмешиваться в жизнь. Иногда с оговорками "уход за тяжелобольными - это отдельная тема, которую здесь не рассматриваем". Не думаю, что взрослые дети, которым родители и здоровые не нужны, внезапно воспылают любовью к тяжелобольным.
27.04.2017 в 13:20

Дама, приятная во всех отношениях
Dot Com, вот собственно только в советское время это и появилось, что человек должен целый день пахать на работе и одновременно заботиться о старых и малых. Особенно женщина. В садик очередь на год вперед - ничего, все равно рожай, отечеству нужны бойцы, а потом выходи на работу, когда ребенку исполнится 3 месяца, а как о нем заботиться - твое дело. Все равно обязана. А еще надо мужа кормить, а то вдруг завтра война, а он устал. Паши, лошадка, волоки на себе воз и рабочих и бытовых обязанностей, это же твой долг, твоя ответственность.
Ну а твой пример - никого не хочу обижать, я обычно против личных примеров. Но вот это зависит от человека, а не от психологических книжек. У меня двоюродный брат чуть постарше твоего, тоже не так давно женат, тоже не хочет зависеть от родителей и вообще иногда излишне отстаивает свою независимость. Но это не помешало им с женой обоим работать, платить ипотеку за квартиру и завести ребенка. Вполне ответственные взрослые люди в свои 25-27 лет.

Общаться надо только с теми людьми, кого сам себе выбираешь во взрослом состоянии по профессиональным интересам или хобби.
Вот я к сожалению поняла это слишком поздно и поэтому потратила много лет и сил на общение с мерзкими родственниками, которые мне в жизни ни разу не помогли, а только палки в колеса ставили. Сейчас я прямо жду, когда мама переедет из района, где они живут, и я наконец смогу полностью порвать с ними всякие отношения. А вот люди, которых я сама выбирала для общения, помогали и не раз. Потому что у нас отношения "по любви", а не из навязанного чувства долга.
27.04.2017 в 20:41

Гномеостатическое мироздание
kate-kapella, ну вот в досоветские времена я не жила) Но в моем детстве были родственницы-старушки, рожденные еще до революции. Рисовали родословную до седьмого колена (до революции!), писали письма многочисленной родне по всему Союзу... Я студенткой могла приехать к каким-нибудь четвероюродным, которые меня раньше в глаза не видели - и принимали как любимую племянницу - по старой традиции. И да, женщины старого советского времени и работали, и детей растили, и по дому все делали - и мужчины тоже пахали - те, которые не пили запоем. И дети помогали. Вся семья работала на общее благо семьи. Как правило. И при этом люди ухитрялись выделять время и на спорт, и на культурный отдых. Может, потому что в интернете не сидели...

Про чувство долга тут как. В былые времена его не считали навязанным. Оно воспринималось естественным, потому как а) люди больше общались внутри семей в процессе труда и отдыха - вместе огород копать, вместе генеральную уборку делать, вместе на лыжах или на рыбалку, вместе в гости к родне... Вечера коротали за разговорами, играми и т.п. И б) - общественная мораль таки гласила, что бросать малых детей или старых родителей негоже.

Про независимость от родителей - тут два аспекта. Выбирать свой путь, самому себя обеспечивать - это да, прекрасно. Жить без оглядки на родителей проще и удобнее. Вопрос в том: а как родители-то справляются? Может, им помощь нужна?

Ты ведь свою маму не бросаешь)))
27.04.2017 в 20:51

{DramaQueen}, я, в общем, в этом не уверена. Больше эмоции, чем разум. Спасибо за поздравление!

Dot Com, спасибо за поздравление.
Одиноким старикам ужасно, это да. Да и в равнодушной семье может быть не намного лучше.

kate-kapella, раньше забота о старых и малых была гарантией выживания вида. Сейчас вид и так выживет.
На работу в 3 месяца, вроде, до войны надо было, но по тем временам ясли были великим достижением прогресса. И часто ясли были прямо на работе (и об этом сейчас многие мечтают).
А потом в 6 месяцев - 1,5 года.
Мне кажется, что общемировая (за исключением, может, арабов и Африки) тенденция "каждый сам по себе" все же имеет коммерческую природу и отношения людей тут вторичны.
Если родственники не помогают - появляется потребность в помощи чужих людей и за деньги. Противных родственников, наверное, примерно столько же, сколько очаровательных, а больше всего просто никаких, но если раньше людей агитировали за большую, дружную семью и взаимовыручку, то теперь эту взаимовыручку стремятся продать. А сладкоречивые психологи на окладе.
27.04.2017 в 22:20

Гномеостатическое мироздание
Белокурая Гретхен, в равнодушной семье старики, по крайней мере, более-менее ухожены. Психологически может быть очень тяжело, но семидесятилетняя старушка, живущая с детьми и внуками, голодать не будет и в грязи не зарастет. Ну разве что дети-внуки сами плюют на гигиену.

раньше забота о старых и малых была гарантией выживания вида. Сейчас вид и так выживет.
Ну, вид и раньше выживал. В более узком смысле - выживание РОДА.
И - осознанно или нет - в этом была и забота о собственной старости. Типа дети видят, как я забочусь о своих родителях - и тоже будут заботиться обо мне...
Но связь поколений в коммерческом обществе не выгодна, как ты точно подметила. Каждый для себя всяко потратит больше, чем одна большая семья на всех.
Дружная-то семья картошечкой со своего участка поужинает за веселой болтовней - и благодать.
А одиночкам надо пармезану и фуа-гра с сотерном... и айфон, чтобы свой ужин сфотографировать и выложить в сеть.
28.04.2017 в 07:18

Dot Com, а еще есть такой объект, как старики при деньгах. У нас их мало, к сожалению, но есть. И из них очень заманчиво эти деньги выманить, пока внукам не отдали.
Поэтому внушается, ч о быть главой семьи, гордо вяжать носки и принимать внуков и племянников в гости не круто, и надо продать фамильный сервиз и поехать в Тайланд, чтобы помереть там от инсульта.
28.04.2017 в 15:05

Гномеостатическое мироздание
Белокурая Гретхен, ну, и старики при деньгах тоже не всегда сами решают, заниматься ли им внуками.
Зависит от взаимоотношений с детьми.
Все-таки если есть желание в кои-то веки немного для себя пожить - пока работали, пока детей вырастили, устали же - то пусть хоть в Тайланд, хоть в Австралию....
Иногда может быть лучше быстро помереть от инсульта на берегу океана, чем годами лежать парализованным рядом с детьми и внуками.
И, как мне кажется, чаще степень общения со стариками задают дети, а не старики.
Если старики сами уезжают подальше от детей и внуков - наверное, от обиды. Взрослые дети часто не думают о том, что они сами что-то должны родителям, все, что им было дано - воспринимается нормой, а считается недоданное. Если дети считают, что родители таки обязаны в любой миг быть на подхвате с внуками, причем заниматься с ними нужно только так, как считают нужным молодые родители, исходя из новейших веяний (подбор книг, фильмов, методов лечения и т.п.), а не как старики их самих воспитывали - старики реально могут обидеться.
Ну, и много случаев, когда молодые родители вообще стараются оградить своих детей от бабушек-дедушек: взгляды у них не те, привычки не те, своим вмешательством только все испортят, дескать.
И в таких случаях старикам только и остается, что делать хорошую мину при плохой игре - им типа самим не надо, они с деньгами, будут жить для себя.
У нас наркомания среди пожилых не распространена, да. Но распространено пьянство.
28.04.2017 в 20:37

Dot Com, если сами решили на трезвую голову, а не под воздействием препаратов, поездить по миру - так почему бы и нет.
Бабушки, конечно, бывают вредные.
И молодые родители, как правило, не любят, когда у них пытаются отжать ребеночка. Но внуки, чаще всего, не в обиде.
29.04.2017 в 17:15

Гномеостатическое мироздание
Белокурая Гретхен, в наше время вообще про трезвые головы у старшего поколения трудно говорить. Даже если без препаратов - возраст, болячки, изменившийся и меняющийся мир, и страх смерти впереди.
Да и у молодых тоже головы трезвы не всегда.
В традиционном, медленно изменяющемся обществе, связь поколений не нарушается. Опыт старших ценен для младших, энергия младших - для старших.
А когда идет погоня за новинками - будь то новая модель авто, пальто или смартфона или же методика воспитания или лечения - с призывами безжалостно выбрасывать старое на помойку - то возникают противоречия между взглядами на жизнь.
Хорошо, когда находят компромиссы.
29.04.2017 в 20:50

Dot Com, при этом сейчас молодые - это не то, что молодые даже в 50-60е. Молодым не 17, а часто ближе к 40.
29.04.2017 в 22:25

Гномеостатическое мироздание
Белокурая Гретхен, молодые - пока родители живы и дееспособны, дети остаются молодыми относительно их.
30.04.2017 в 21:32

as i am
Белокурая Гретхен, меня тоже распирали эмоции, поэтому так и написала)